О психологии творчества написано немало научных трудов. Но все же вряд ли кто-то скажет точнее, чем поэт:
«Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда»
Действительно, перефразируя Анну Ахматову, можно сказать: творчество вырастает прямо из того мира, что окружает нас. Самые простые, порой прозаичные вещи питают его, порождая удивительные образы.
Детское изобразительное творчество можно рассматривать как сознательное отражение ребенком окружающей действительности на основе накопленного и переработанного опыта, как способность создать образ и выразить свое отношение к нему.
Почему нашим детям так нравится лепить, клеить рисовать, конструировать? Ответ прост: маленький человек ощущает себя Творцом и преобразователем, а что может быть важнее этого ощущения? Когда мы, взрослые люди, понимаем, что от нас что-то зависит, и мы можем изменить пусть не мир, а лишь его маленький уголок или хотя бы помочь одному человеку, нас посещает чувство собственной значимости. Мы начинаем уважать себя. А дети?
Во-первых, ребенок делает потрясающее открытие: он в силах что-то делать сам.
Во-вторых, он способен менять и создавать новое.
В-третьих, может это показать и рассказать об этом. Все остальное рождается в процессе: радость от творчества, возможность игры с тем, что создаешь, гордость за то, что сотворил своими руками. Занятие любимым делом увлекают детей и в то же время воспитывают в них самостоятельность, инициативу, развивают их творчески. Такие стремления необходимо поддерживать и всячески удовлетворять. У ребенка часто от одного вида подготовленного материала возникает желание чем-то заняться, а наличие специального места и свободный доступ к материалу дают возможность удовлетворить это желание.
Любая деятельность, а художественная особенно, требует соответствующей организации предметно-пространственной среды. Поэтому так важно подобрать необходимый изобразительный материал и создать специально оборудованный уголок творчества:
кисти (беличьи, пони, щетинные – разного размера)
краски (гуашь, акварель)
восковые (масляные) мелки
пастель, уголь, сангина
гелевые ручки
карандаши (цветные, простые)
фломастеры
пластилин, стеки
картон (цветной, белый, гофрированный) и изделия из картона (коробки, упаковки, стаканчики и др.)
бумага в достаточном количестве (белая, цветная, глянцевая, обои, ватман, упаковочная, писчая разного формата, наждачная)
приспособления и инструменты (клей, ножницы, поролон, ватные палочки, тычки, трубочки для коктейля, трафареты)
разнообразный бросовый материал (ткани разного цвета и размера, тесьма, бусины, пуговицы, кусочки кожи, меха, палочки скрепки, веревки пластиковые бутылки, пробки, стаканчики от йогурта, проволока, капсулы «киндер-сюрпризов», пенопласт и т.п.)
природный материал (шишки, семена, засушенные цветы, коряги, мох, камни, ракушки, опилки, стружка, шпон, перо, крупа и т.п.).
Для того чтобы помочь ребенку поверить в свои силы и зажечь огонек радости творчества, необходимо соблюдать основные правила:
Дети должны иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психическое пространство.
У детей не должно быть недостатка изобразительных материалов и бумаги.
Детские поделки и рисунки не должны подвергаться критике, наоборот, время от времени надо стимулировать занятия ребенка творчеством.
Рисунки и поделки, отобранные самими детьми, нужно развешивать в специально оборудованных местах (рамки, полочки).
Необходимо предлагать мастерить и рисовать все, о чем дети любят говорить, и беседовать с ними обо всем, что они любят рисовать и мастерить.
Родители должны быть непосредственными участниками творческого процесса, т.к. отношение к творчеству легко передается детям.
Основная задача для нас, взрослых – предоставить детям самый широкий выбор деятельности и материалы для ее осуществления. Главное – не навязывать, а предлагать. Пусть дети сами решают, что делать и из чего.
Уважаемые мамы и папы!
Вас, естественно, волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а так же хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта. Развития навыков ручной умелости.
Вас должно насторожить, если ваш ребенок активно поворачивает лист, когда раскрашивает. В этом случае заменяет умение менять направление линий при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев руки. Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток можно выявить, предложив малышу нарисовать одним движением окружность, диаметром примерно 3-4 см (по образцу). Если ваш ребенок имеет склонность фиксировать кисть. На плоскости он не справится с этой задачей: нарисует вам вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать её в несколько приемов, передвигая руку.
Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы лучше развить ручную умелость?
Примеры и способы: запускать пальцами мелкие волчки; разминать пальцами пластилин, глину; катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики; сжимать и разжимать кулачки при этом можно играть, как будто кулачок-бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул-закрылся и спрятался); делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь; двумя пальцами руки (указательным и средним) "ходить" по столу сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит.
Упражнения проводятся сначала правой, а потом левой рукой;
показать отдельно один палец - указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять;
показать отдельно только палец - большой;
барабанить всеми пальцами рук по столу;
махать в воздухе только пальцами; кистями рук делать "фонарики"; хлопать в ладоши громко и тихо в разном темпе;
собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались все вместе - разбежались); наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку или на собственный палец (получается колечко или спираль);
завязывать узлы на толстой веревке, на шнурке; застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки,
заводить механические игрушки ключиками; закручивать шурупы, гайки; игры с конструктором, мозаикой, кубиками;
складывание матрешек; игры с вкладышами;
рисование в воздухе; игры с песком, водой; мять руками поролоновые шарики, губку; резать ножницами.
И если вы будете уделять должное внимание упражнениям и играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, то решите сразу две задачи:
во-первых, косвенным образом повлияете на общее интеллектуальное развитие ребенка,
во-вторых, подготовите к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Помните, что работа по развитию движения рук должна проводить регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений.