Шарапова Елена Николаевна, воспитатель группы «Звоночки» МДОАУ №35

Открытое занятие для детей подготовительной группы

 

Конспект открытого занятия «Волшебство с молоком»

дети подготовительной группы

Разработала: воспитатель

первой квалификационной категории

Шарапова Елена Николаевна

МДОАУ № 35 «Детский сад «Светлячок»

г. Новотроицк Оренбургская обл. 

2020

Аннотация:

Данный материал предназначен для педагогов и родителей детей подготовительной группы. Конспект разработан в соответствии с возрастными особенностями детей. В ходе экспериментальной деятельности дети знакомятся со свойствами молока. Закрепляют знания о пользе молока для организма человека. В результате приходят к выводу, что молоко, благодаря своим свойствам, может являться интересным материалом для опытов и экспериментов, наблюдений и творчества.

В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, продуктивная, коммуникативная, физическая, речевая, экспериментальная.

Цель: Развивать у детей познавательную активность и любознательность через экспериментальную деятельность.

Задачи:

Познакомить детей со свойствами молока.

Расширить знания о составе молока и его пользе для человека.

Закрепить знания о том, что молоко входит в состав многих продуктов.

Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память. Упражнять в умении анализировать, делать выводы. 

Воспитывать умение работать в коллективе, желание участвовать в опытно - экспериментальной деятельности.

Оборудование и материалы: молоко, пластиковые тарелочки, пищевые красители, гуашь двух цветов, сода, лимонный сок, лимонная кислота, ватные палочки, жидкое мыло, кисточки, листочки бумаги, свечи, спички, чайные ложки, маленькие ёмкости для проведения опытов, стаканы  водой, пустые стаканы.

Предварительная работа: чтение стихов о молоке, разгадывание загадок о молоке и молочных продуктах, рассматривание предметных картинок по данной теме.

Планируемый результат: 

В ходе экспериментальной деятельности дети познакомились со свойствами молока, расширились знания о его составе. Закрепили знания о пользе молока для организма человека.

В результате пришли к выводу, что молоко, благодаря своим свойствам, может являться интересным материалом для опытов, наблюдений и творчества.

Ход занятия:

Волшебница:

Ребята!

Добрый день и добрый час!

Как я рада видеть вас!

Друг на друга посмотрите

И ко мне скорей бегите!

Волшебница: Знаете меня? Как меня зовут? Но сегодня я пришла к вам в роли волшебницы Елены Премудрой! Я пришла к вам, чтобы творить чудеса. А вы любите чудеса? Хотите стать маленькими волшебниками? Я научу вас. Сначала отгадайте загадку:

Белый цвет оно имеет?

Все, кто пьют его – те не болеют!

Вы назвать его готовы?

Что получим от коровы?

Волшебница: Молоко – важнейший продукт питания для детей и взрослых. В молоке содержится очень много полезных веществ, которые нужны нашему организму.

Чем полезно молоко, ребята?

Молоко укрепляет мышцы, обеспечивает организм энергией, укрепляет кости, зубы, волосы, в молоке очень много витаминов. Из молока получают много  молочных продуктов. Назовите мне их.

А какие животные дают молоко?

Волшебница: Ребята, а вы знаете, почему молоко белого цвета?

Все мы знаем, что корова ест зелёную траву летом и жёлтое сено зимой. А молоко всегда белое. Почему так происходит?

В молоке есть волшебный белок «казеин». Это он придаёт молоку белый цвет. Запомнили?

Волшебница: Ну что, мои маленькие волшебники, настало время заняться волшебством? Подходите к столам.

Опыт 1. «Узоры на молоке»

Волшебница: Ребята, вы любите рисовать? На чём вы обычно рисуете?

А на молоке пробовали рисовать? Хотите попробовать?

На столах стоят тарелки. В тарелках налито молоко. С помощью  кисточки добавьте в него несколько капель зелёной и синей краски. Теперь возьмите ватную палочку и окуните её в жидкое мыло. Теперь этой же палочкой коснитесь поверхности молока.

Волшебница: Посмотрите, что происходит? Краски начинают «танцевать», разбегаясь от ватной палочки. Когда палочку убираем – краски продолжают двигаться. Волшебство?

Какой сделаем вывод?: 

Краски в молоке начинают двигаться, когда в него опускают палочку с жидким мылом. Жидкое мыло заставляет краски «танцевать» в молоке.

Хотите тоже подвигаться?

Физминутка «Все умеем мы считать»

Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте)

Все умеем мы считать. (Хлопаем в ладоши)

Отдыхать умеем тоже. (Прыжки на месте)

Руки за спину положим, (Руки за спину)

Голову поднимем выше (Подняли голову выше)

И легко-легко подышим. (Глубокий вдох-выдох)

Хлопните в ладоши столько раз,

Сколько пальцев на руке у вас. (Показали, сколько пальцев на руке)

(хлопают в ладоши 5 раз)

Волшебница: Отлично подвигались! Продолжаем?

Ребята, как вы думаете, что будет, если взять кисточку и на бумаге нарисовать молоком? Вам кажется, что ничего не будет видно? С помощью молока можно рисовать тайные послания. Хотите попробовать?

Опыт 2. «Тайное послание»

Волшебница: Подходите к следующему столу. Возьмите кисточку, смочите в молоке и нарисуйте что-нибудь на листке бумаги. Например, сердечко для мамы! Когда рисунок  высохнет, мы продолжим наш опыт. А пока я возьму свой рисунок, который я нарисовала для вас. Посмотрите на рисунок. Вы видите, что нарисовано на бумаге? Почему?

Молоко белое, как и лист бумаги, поэтому рисунок не видно. Хотите посмотреть, как появится рисунок? Чтобы рисунок проявился, нужно немного поколдовать. Нужно нагреть лист бумаги над свечкой, и тогда молочный рисунок потемнеет, и мы сможем его рассмотреть.

(воспитатель подогревает лист бумаги над свечой)

Посмотрите, что произошло?

Какой сделаем вывод?: 

Волшебница: Почему потемнел рисунок, нарисованный молоком? Потому, что молоко подгорело и стало тёмным. А рисунок проявился. Волшебство?

Волшебница: Ребята, а вы любите фрукты?

Опыт 3. «Сворачивание молока под воздействием кислоты»

Вы заметили, что многие фрукты имеют кислый или кисло-сладкий вкус? Знаете, почему? Эти фрукты содержат кислоту. А от кислоты сворачивается  белок в молоке. Например, если в молоко капнуть яблочный, вишневый или лимонный сок, то оно свернётся. Хотите проверить, так ли это?

Подходите к следующему столу.

Дети самостоятельно капают в молоко лимонный сок и наблюдают, как молоко меняет свою структуру и сворачивается.

Волшебница: Посмотрите, что происходит с молоком? Волшебство?

Какой сделаем вывод?: 

Молоко свернулось, потому что в него добавили кислый лимонный сок. Белок в молоке свернулся, и получилась простокваша. Её можно пить. А что можно сделать из простокваши? 

Устали? Хотите отдохнуть?

Физкультминутка «Корова»

«Му-му-му! —

мычит корова.

Забодаю

Ксюшу с Варей.

Вы не пьёте молоко?!

Убегайте далеко!»

 

Идут по кругу, сделав «рога» из указательных пальцев.

Поворачиваются в круг, делают по два поворота вправо-влево.

Руки на пояс, делают сердитое лицо.

Разбегаются по группе.

Опыт 4. «Убегающее молоко»

Волшебница: Слышали выражение «Молоко убежало!»? У молока есть ноги? Почему так говорят?

Молоко «убегает» при кипячении, оно поднимается вверх, и если вовремя не убрать с плиты кастрюлю с молоком, то часть молока из неё просто «убежит» на плиту.

Волшебница: Хотите посмотреть, как «убегает» молоко?

Но у нас нет плиты, нет огня, и нет кастрюли, чтобы вскипятить молоко.

Это нам и не понадобится! Для нашего опыта потребуется лимонная кислота, сода и молоко. Лимонная кислота у вас на столах в баночках. Она белая, мелкими крупинками. В других баночках - сода. Она тоже белая и похожа на муку.

Волшебница: В молоко добавляем немного соды с помощью чайной ложки. Посмотрите, что происходит? Сода растворяется в молоке. А теперь добавим лимонную кислоту. Посмотрите, что происходит с молоком? Волшебство?

Какой сделаем вывод?: 

После добавления в молоко соды и лимонной кислоты, молоко начинает пениться, выделять пузырьки, как бы кипеть. И если не снять кастрюлю с плиты, то молоко обязательно «убежит».

Рефлексия:

Вам понравилось быть волшебниками?

Что нового вы узнали о молоке?

Опыты с молоком были интересные?

Какой опыт понравился больше всего?

Хотите снова встретиться с волшебницей Еленой Премудрой?

Тогда я снова приду к вам в гости и научу вас ещё чему-нибудь интересному.

Если вам всё понравилось, можете попрыгать и похлопать в ладоши!

1 мая 2021 в 11:56

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.