Проект для детей 6 - 7 лет
«Моя семья – моё богатство!»
Разработала: воспитатель
первой квалификационной категории
Шарапова Елена Николаевна
МДОАУ № 35 «Детский сад «Светлячок»
г. Новотроицк Оренбургская обл.
2021
Аннотация:
Проект разработан для воспитателей детей 6-7 лет. Материал содержит беседы, пословицы, поговорки, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры.
Тип проекта: краткосрочный, творческий.
Сроки проведения: 2 недели ноября.
Возраст детей: 6-7 лет.
«Семья – это та самая среда, в которой человек учится, и сам творит добро» - говорил В. А. Сухомлинский.
Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека.
Семья в жизни человека занимает очень большое место. И если человек не имеет семьи, не знает своих дедов и прадедов, он обделён самым главным на земле - теплом и вниманием. Незнание своих корней ведёт к незнанию истории своей страны, своего народа. Недаром в России с древних времен сохранилось много пословиц и поговорок о семье.
«В родной семье и каша гуще»
«В семье любовь да совет, так и нужды нет»
«Человек семьей крепок»
Что такое семья, понятно всем. Семья – это дом, семья – это мир, семья – это крепость, за стенами которой могут царить лишь покой и любовь. С этой целью был организован проект «Моя семья – моё богатство!».
Актуальность проекта:
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Цель проекта:
Включение ребёнка в систему ценностных отношений своих предков. Формирование представления о себе, своих родителях, бабушках и дедушках, как о наследниках предшествующих поколений, традиций.
Задачи проекта:
Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека.
Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях, проявлять заботу о родных людях.
Развивать творческие способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности, развивать любознательность, наблюдательность.
Ожидаемые результаты от данного проекта:
1. Воспитание у детей чувства гордости за свою семью;
2. Знание истории своей семьи, семейные традиции и праздники;
3. Повышение педагогической культуры родителей, установление с ними доверительных и партнерских отношений.
Предварительная работа:
1. Рассматривание фотографий своей семьи выполненные родителями и оформленные в альбоме «я и моя семья»; беседы о семье «Моя семья», «Праздники в моей семье».
2. Подборка стихов о маме и папе, о бабушке и дедушке.
3. Подбор дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных игр на семейную тематику.
4. Подготовка атрибутов для сюжетно-ролевых («Семья», «Дочки-матери»), дидактических («Чья мама?») и театрализованных игр («Колобок»; «Курочка Ряба»).
5. Изготовление фотоколлажа семьи и выступление участников конкурса «Моя семья - моя радость» на общем мероприятии.
Реализация проекта:
Деятельность воспитателя:
1. Выявление первоначальных знаний детей о семье.
2. Информация родителей о предстоящей деятельности.
3. Подбор стихотворений о семье.
4. Проведение недели на тему «семья» в группе.
5. Организация сюжетно - ролевых игр, индивидуальная и групповая работа.
Деятельность детей:
1. Разучивание стихов о семье.
2. Разучивание пословиц и поговорок о семье.
3. Изготовление стенгазет «Я и моя семья».
4. Изготовление «Генеалогического древа семьи».
5. Составляют с помощью родителей, странички с заданными рубриками, оформляют семейный альбом.
6. Делают вывод о завершении работы.
Деятельность родителей:
1. Помогают своим детям в выборе фотографий членов семьи.
2. Помогают в оформлении страничек с заданными рубриками.
3. Помогают оформить семейный альбом.
4. Внутригрупповой конкурс «Это вся моя семья».
Последовательность работы над проектом:
Подготовительный этап:
Опрос детей:
«Что такое семья»
«Что я знаю о семье»
1. Сбор материала (фотографий).
2. Рассматривание фотографий.
3. Оформление страничек альбома совместно с родителями.
4. Семейные альбомы, дети приносят в детский сад.
5. Рассматривание страничек альбома, рассказ ребенка о каждом из членов семьи.
6. Заучивание стихов о семье.
7. Подведение итогов работы.
8. Приглашение гостей.
9. Презентация проекта.
Проект «Моя семья» состоит из следующих блоков: вводные беседы, игровая деятельность детей, выставка детских рисунков, прослушивание музыкальных произведений о семье, работа с родителями, итоговое мероприятие.
Вводные беседы
Цель:
Учить рассказывать связно, полно, четко выстраивать композицию рассказа о семье;
Формировать ценностные отношения к себе и к своим близким;
Развивать диалогическую и монологическую речь детей.
Беседы: «Я и моя семья», «В гостях у бабушки и дедушки», «Как мы отдыхаем с семьей», «Все профессии хороши, все профессии нужны», «Семья глазами детей».
Цель:
Учить рассказывать связно, полно, четко выстраивать композицию рассказа о семье;
Формировать ценностные отношения к себе и к своим близким;
Развивать диалогическую и монологическую речь детей.
Художественная литература: «Сказка об умном мышонке» С. Маршак, «Мойдодыр» К. Чуковский, сказки «Как мышь своему сыну невесту искала» (осетинская сказка), «Айога» (нанайская сказка), «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди».
Обратить внимание, как взрослые заботятся о младших.
Пословицы и поговорки о семье – они несут в себе не только развлекательную, но и воспитательную функцию. Пословицы о семье помогают нам в жизни, т. к. передают нам вековую мудрость народа.
Игровая деятельность детей
Цель сюжетно-ролевых и дидактических игр:
Формировать представление детей о родственных отношениях в семье;
Учить правильно называть своих ближайших родственников;
Подводить детей к самостоятельному выбору игровых замыслов;
Развивать умение самостоятельно подбирать игрушки для игр;
Помогать детям общаться друг с другом.
Дидактические игры – «Чьи детки», «Что для чего», «Скажи ласково»
Сюжетно-ролевые игры – «Семья», «Больница», «Аптека», «Мы идём в гости», «Дочки-матери»
Выставка детских рисунков
Цель:
Совершенствовать умение и навыки в различных техниках ИЗО;
Развивать чувство композиции;
Учить использовать необычные материалы для создания выразительного образа в работах детей.
Темы рисунков: «Портрет моей мамы», «Мой папа самый сильный и добрый», «Я и моя семья».
Аппликации: «Дом, в котором я живу», «Открытка своими руками маме».
Прослушивание музыкальных произведений о семье
Детские песни – «Папа может», «Мой папа», «Бабушкины сказки».
Работа с родителями
Цель совместной деятельности детей и родителей:
Вызвать положительные эмоции о семье;
Развивать логическое мышление, умение выражать свои чувства;
Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Итоговое мероприятие проекта
Итогом данного проекта было открытое мероприятие по теме: «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через ознакомление с русской народной куклой».
Цель мероприятия:
Воспитывать интерес и любовь к осетинской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю.
Воспитывать интерес к народному творчеству: дать представление о тряпичной кукле, познакомить с историей куклы-самоделки; постепенно подводить детей к осмыслению понятия «народная игрушка».
Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной куклой.
Развивать фантазию, вкус, творческое воображение.
В заключение данного проекта хочу сказать:
За сравнительно короткое время реализации проекта, уровень сформированности положительного образа семьи у детей, значительно повысился. В процессе работы над проектом я, как и дети, более подробно изучила семьи воспитанников, познакомилась с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания. Особенность данного проекта в том, что, работая в одной команде “Воспитатели-дети-родители”, родители становятся активными участниками в жизни детей в детском саду. Я думаю, что такие проекты помогают строить положительно – эмоциональные отношения в семье.